Современное прочтение
Так уж сложилось исторически, что с момента зарождения готическая эстетика играет роль ниспровергателя основ (если таковыми считать классические каноны в архитектуре и интерьере). Средневековые готические храмы пришли на смену романским, в XIX веке неоготика стала своего рода протестом против душных и скучных «мещанских» стилей – викторианского в Англии, бидермайера в Германии. Новая волна интереса к готической теме возникла в конце ХХ века в Великобритании. Правда, современная субкультура готов, распространившаяся теперь уже и на весь мир, связана в основном с модой и музыкой.
В интерьере же стиль Готика – скорее качественная имитация. В Европе и США многие мебельные фабрики специализируются на производстве предметов этого периода истории, и такая псевдоготическая мебель вполне способна вписаться в современный интерьер. Пусть даже на правах отдельного объекта.
Составляющие интерьера
- Материалы – грубые, тяжелые, натуральные. Массив дерева (лучше всего мореный дуб), камень, кованое железо, латунь и олово, кожа, холсты.
- Конструкции – четкие и видимые. Приветствуются разнообразные потолочные балки, стенные ниши и углубления, сводчатые потолки, арочные проемы, стрельчатые окна.
- Цвета – яркие, локальные. Стены насыщенных красных, зеленых, фиолетовых оттенков, довольно темные (или, наоборот, белые), в сочетании с темным же деревом.
- Декоративность не имеет границ. Часто и много используются орнаменты (преимущественно растительные), ажурная резьба, витражи, мозаика, росписи.
- Мебель в стиле Готика – тяжелая, простых форм, часто с нарушенными пропорциями. Если кровать, то с балдахином (во времена Средневековья это был единственный способ защитить спальное место от сквозняков), если кресло, то с высокой спинкой, как трон. В таких сиденьях есть нечто величественное, в них поневоле приходится держать спину прямо, ведь средневековые мастера понятия не имели об эргономике.
- Современные мебельщики тоже позволяют себе поднимать жесткую спинку стула над макушкой сидящего – такая непропорциональность и гигантомания свойственны мебели для новых коронованных особ. Одно лишь осознание того, что сидишь на троне от Армани или знаменитом стуле Чарльза Ренни Макинтоша, заставляет приосаниться.
Источники вдохновения
- Готическая архитектура Европы (соборы в Кёльне, Париже, Реймсе) и неоготическая – Америки (собор Св.Патрика в Нью-Йорке).
- Искусство прерафаэлитов (полотна Уильяма Морриса, Данте Габриэля Россетти, Артура Хьюза и др.)
Потенциальный заказчик
Первое и главное условие для создания интерьера в готическом стиле – высокие потолки (при этом объем пространства может быть любым: от «тронного зала» до «кельи»). В идеале заказчик такого интерьера должен обладать собственным особняком или хотя бы квартирой в доме дореволюционной застройки, иметь бюджетные резервы для большого количества деталей ручной работы и, разумеется, быть романтиком до мозга костей!
Читайте также: