02.02.2014

Стиль Готика

Сегодня не так популярен стиль Готика в современном исполнении, но все же стоит о нем вспомнить. Есть детали, которые могут быть полезны в обустройстве Вашего жилища.










Исторические корни стиля Готика.




Готический стиль в интерьерах не всегда в тёмных тонахГотика – это не просто эпоха в европейской культуре, растянувшаяся с конца XII по начало XV века (а в стерегущей традиции Англии – еще на двести лет дольше). Это первый по-настоящему всеевропейский архитектурный стиль. В XIV-XV столетиях повсюду – от Британии до Польши и от Балтики до Сицилии – расцвели каменными розами соборы. Увенчанные стрельчатыми башнями, они противостояли прямоугольникам античных храмов. На уровне архитектурной формы готика стала антагонистом классики и классицизма.

Что касается мебельного дизайна (говоря современным языком), во времена Средневековья стиль Готика был весьма специфичен. Главный предмет домашней обстановки – ящик, он же сундук. Это естественно: мелкие локальные войны, набеги соседей – явления столь распространенные в практике феодальной жизни, что хозяева замков прямо-таки нуждались в тяжеленном сундуке, куда можно было спрятать реликвии из семейной капеллы, пока внутри замка бузит осадивший их ночью сосед, а сами они в ночной рубашке бегут к сеньору за подмогой. Добротный, обитый железными полосами сундук с несколькими хитроумными замками мог противостоять осаде в течение нескольких часов, и порой этого было достаточно, чтобы спасти нехитрое добро. Само собой, такой объект мебели должен был быть в прямом смысле неподъемным, чтобы враги не унесли с собой. Еще одна хитрость – сундуки часто собирались на месте. Чтобы их вынести, нужно было ломать стену.

Именно этот деревянный сейф стал прародителем практически всей европейской мебели. Приложили спинку – получился ларный стул (так он называется в русской традиции). Два деревянных ящика поставили набок – и вот вам комод, существующий в таком практически виде до наших дней. Буфеты образовались прибавлением к сундуку с горизонтальной загрузкой архитектурных элементов, напоминавших своды небольших капелл. Другим образом возник только платяной шкаф. Он происходит от полок на деревянном каркасе, которые завешивали тряпками от пыли (поэтому на дверцах готических платяных шкафов практически повсеместно распространен орнамент в виде складок ткани). Ну и, само собой, параллельно существовали лавки с табуретами.

Характерны элементы имитирующие архитектурные детали готических замков и церквейВ XIX веке, когда этот культурный пласт был уже накрепко забыт, им всерьез заинтересовались романтики. Историческая и археологическая наука только становилась на ноги, а руин в Европе было предостаточно, вот и роились вокруг них легенды, как мошкара. В готических романах описываемая эпоха представлялась этаким темным углом в храме цивилизации, где полно летучих мышей, которые вполне могут оказаться вампирами. Хотя… были ведь еще трубадуры с менестрелями. В общем, сумрачно, но поэтично!

Одним из главных энтузиастов Средневековья был англичанин Уильям Моррис — поэт, писатель, художник, основатель Движения искусств и ремесел (Arts & Crafts). Очарованный готической эпохой, он старался сделать ее близкой и доступной современникам. Книги оформлял как манускрипты, витражи и росписи — как окна и двери готических храмов. В его мастерских все делалось вручную. Ткани ткались на старинных станках, пряжа окрашивалась натуральными пигментами, как будто и не были изобретены дешевые анилиновые краси­тели. Уильям Моррис возродил к жизни искусство средневекового гобелена, он же ввел моду на обои и оставил нам в наследство сотни обойных орнаментов. Правда, большинство его интерьерных идей так и не получили распространения, ведь уже в те времена ручная работа стоила бешеных денег. Но именно Движение искусств и ремесел дало толчок к рождению нового большого стиля, который в Англии назвали либерти, во Франции — ар-нуво, а в России — модерн.


Поделиться:

Назад к списку



Для того, чтобы комментировать нужно Войти или Зарегистрироваться